Юридический центр делится положительным опытом взыскания задолженности с должника, находящимся в другом регионе в условиях самоизоляции и физической недоступности службы судебных приставов.
Наш пример примечателен тем, что должник является строительной компанией, занимающейся капитальной застройкой, и в силу своих обязанностей имеет тесную связь с различными государственными учреждениями, находится на своей территории и как следствие не считает зазорным воспользоваться инструментами защиты мягко сказать «не добросовестными».
Итак, ситуация следующая: мы подаем нарочно исполнительный лист на взыскание задолженности в службу судебных приставов.
Далее, как и положено по закону через несколько дней на сайте отслеживаем, что исполнительное производство возбуждено. Казалось бы, что сложного: у приставов имеются данные о банковских счетах должника, заботливо предоставленные нами. Взыскивай, да направляй по реквизитам взыскателя.
Еще через неделю добросовестно заказываем талончики на прием к приставу, но за день до приема вводится режим строгой самоизоляции, увидеть пристава «вживую» невозможно.
Дозвониться до приставов даже в лучшие времена практически утопия. Те редкие случаи, когда получается, ответ: «Мы по телефону консультаций не даем, направляйте письменные запросы».
Выстраиваем стратегию. Разделяемся на группы. Первые направляют письменные запросы в адрес пристава и сразу на управление, вторые методично звонят, как и исполнителю по взысканию, так и непосредственно начальнику отдела.
Преодолеваем барьер несговорчивости службы взыскания и нежелания брать трубки телефона. Пишем коротенькое письмо на управление приставов, находящееся в г. Москва. Его содержание следующее: приставы фактически специально саботируют свою деятельность, пожаловаться на них невозможно, суды закрыты, прокуратура будет отвечать очень долго, просим организовать работу под условия, обусловленные пандемией. Частично срабатывает, утром дозвониться можно, пристав неохотно, но делится информацией по производству.
Количество письменных жалоб, запросов растет ежедневно. И тут нам пристав сообщает, что через кредитные организации удалось взыскать всю задолженность, она находится на счете приставов и нужно только направить нам через казначейство, но, к сожалению, не работает программа.
Очень убедительно сообщаем приставу, что ничего не мешает им создать платежку и отвезти лично в казначейство. Он нам сообщает, что карантин и личное общение невозможно. Объясняем, что это не карантин, а самоизоляция и никаких сложностей нет, перемещение не запрещено, работают ящики приема корреспонденции, электронку и связь по телефону никто не отменял. Пять дней на перечисление на наш счет конечно уже истекли.
Далее наблюдаем странную ситуацию. После того, как кассационной инстанцией должнику было отказано в приостановлении судебного акта, появилось аналогичное заявление, направленное в суд первой инстанции. Логика ответчика понятна – максимально отсрочить исполнение, а там можно искусственно создать условия для невозможности исполнения, вывести активы, либо обанкротиться.
Пристав, не смотря на все наши старания, затягивает и сообщает о том, что уже прямо сейчас везет нашу платежку в казначейство. На следующее утро звоним, он в отпуске, связывайтесь с тем, кто его замещает.
Идем на небольшой тактический прием, пишем письмо на прокурора области, в котором просим незамедлительно выехать к приставу и проверить содержание исполнительного дела, а также проверить информацию о том, что деньги возможно вернулись обратно должнику.
При этом контекст нашей формулировки звучит следующим образом:
«Единственным способ защиты нарушенного права является незамедлительное прокурорское реагирование. Надзорный орган наделен правом беспрепятственного доступа в любые государственные или негосударственные учреждения, запроса документов. На прокуратуру не распространяются требования ФЗ «О защите юридических лиц при осуществлении государственного контроля» по проведению плановых и внеплановых проверок.
Общество просит не сколько возврата денежных средств, которые ей безусловно должны быть перечислены, а выступает заявителем по пресечению возможных нарушений, злоупотребления служебными полномочиями, мы просим внезапно и максимально в короткий срок ознакомиться с материалами исполнительных производств для фиксации возможных нарушений».
Дополнительно обзваниваем все горячие линии: дежурного прокурора, приемные адресатов, службу безопасности приставов. Заключительный штрих – факсограмма на главного судебного пристава области с информацией о том, что нами на незаконные действия пристава-исполнителя направлена жалоба в следственный комитет России. Срабатывает. Деньги приходят через три дня.
Ключом успешного взыскания является знание о внутренней «кухне» государственных структур. Большого желания у них работать нет, бюрократический аппарат раскручивается очень долго. Дополнительно к этому судебная система в настоящее время практически не функционирует, от посетителей чиновник закрыт. Но когда ты каждому дозваниваешься по нескольку раз, записываешь ФИО того, с кем общаешься, просишь перезвонить и дополняешь свой диалог письменными обращениями со ссылками на время разговора с конкретными должностными лицами, у последних появляется желание поскорее сделать свою работу, иначе нужно еще больше потом бумаг готовить и объяснятся.
Откровенно сказать шансы на какой-то отдельный инструмент не большие, но они увеличиваются пропорционально количеству наших ежедневных звонков и обращений.
Нужно подходить нестандартно к решению проблемы. Мы заранее знали с кем имеем спор, подготовили необходимую первичную документацию из того расчёта, что взыскание будет проходить сложно, и как следствие это нас двигало к более активным действиям.
Юридический центр «Юрисконсалтинг» предложил доверителю продолжать направлять обращения на службу принудительного взыскания, несмотря на поступление денежных средств. Главная причина – наличие дебиторской задолженность у того же застройщика.
Продолжение следует…