Довольно часто наш юридический центр встречается с тем, что собственники бизнеса не умеют считать свои деньги, предприниматель не знает за счет чего он сейчас осуществляет свою деятельность.
Например, во время комплексного аудита на одном из производств руководитель предприятия заверял, что у него высокая рентабельность, деньги на счету есть, идет расширение бизнеса: набор персонала, покупка в лизинг нового дорогостоящего оборудования, в целом все прекрасно.
Между тем, в процессе финансового анализа им было не учтено, что деньги, которые находятся на счету поступили по контрактам, производственный процесс которых еще начинался, т.е. если изъять эти денежные средства образовывается огромная финансовая дыра, которая вполне может привести к банкротству.
Так же не редки случаи, когда в компании финансовая служба не включает stop по проектам, исполнение по которым будет убыточным или себестоимость которых по сравнению с другими контрактами будет не велика.
Например: по договору оказания услуг предусмотрена отсрочка в размере 60 дней, с даты принятия работ. Согласно договору Исполнитель за счет своих сил и средств организовывает мероприятие. Между тем финансовая служба комплексно не проводит анализ проекта с учетом того, что на компанию ложится дополнительная финансовая нагрузка: прием новых сотрудников, закупка дополнительного материала, кредитование на проект а так же % по ним. Не учитывается текущие расходы организации, налоговые обязательства, период их возникновения, не закладывается возможная задержка по приемке и оплате услуг.
На практике заканчивается все плачевно: собственником приходится сокращать расходы на персонал, снижать затраты, брать крупные займы или кредиты, либо принимать более радикальные меры в виде банкротства или закрытия бизнеса.
Не редки случаи, когда бухгалтерия не правильно докладывает цифры о финансовом состоянии исполнительному органу, что нередко приводит к конфликтам между собственниками бизнеса.
В качестве примера: один из учредителей вложил в развитие с/х продукции крупную сумму денежных средств и спустя некоторое время вполне обоснованно задает вопросы своему партнеру: когда появится отдача, и у он сможет увидеть свою прибыль по проекту.
Между тем финансовая служба дает цифры расходов без разъяснений необходимости затрат направленных на создания необходимых условий по поддержанию и развитию производства с/х продукции. Не дается анализ непредвиденным расходам возникшим уже после начала проекта – большой разброс цен на зерно, неурожайность, отсутствие рынка сбыта. В результате у партнеров как минимум возникают сомнения с точки зрения управления бизнесом и выгодности инвестиций.
Для того что бы подобное вопросы нивелировать и компании выходить в рост, в бизнес процессах должно быть финансовое планирование.
Собственнику, в целях развития, просто необходимо правильно рассчитывать, когда возникает момент окупаемости его собственного предприятия. Бизнесу нельзя останавливаться для него это губительно. В смете затрат должны быть постоянные расходы, которые возникают в независимости от наличия рабочего процесса и загрузки работников: арендная плата, ЗПП штатных сотрудников, налоговые отчисления, содержание в состоянии необходимом для эксплуатации техники и оборудования и т.д.
Так же есть расходы, которые возникают или возрастаю на стадии исполнения проекта: аренда новых помещений под готовую продукцию или сырье, возрастание стоимости расходов по электроэнергии или ГСМ в связи с загруженностью оборудования и увеличение эксплуатации транспортных средств.
В бюджет стоит закладывать непредвиденные расходы 5-10 % и делать финансовый запас. Например: рост тарифов, сырья, поломка или длительный простой оборудования и т.д.
К каждому расчету и анализу необходимо подходить с учетом специфики организации и брать цифры с предыдущих периодов.
Для стабильного развития четко осознавать свои возможности по исполнению проекта, загрузки персонала, окупаемости услуги или выпускаемой продукции.
В каждый конкретный промежуток времени возникает необходимость планировать, что наступит завтра. Предприниматель должен понимать, в какой момент ему необходимо сделать упор на поиск клиента и маркетинг, а когда он может позволить взять себе новый станок, окупаемость которого наступает спустя годы.