Перед подачей заявки на участие в аукционе, конкурсе, запросе котировок, предложений, советуем вам внимательно ознакомиться с конкурсной документацией. Во-первых, детальное изучение документации позволит вам составить правильную заявку на участие в тендере; во-вторых, в конкурсной документации указываются существенные условия государственного контракта, и именно на этих условиях с вами будет заключен контракт.
ФЗ-44, в отличие от Ф3-223 детального регламентирует требования, предъявляемые к содержанию государственного контракта.
ФЗ-223 носит рамочный характер и содержит лишь общую информацию о закупке, детальная информация об условиях, на которых будет осуществлена закупка по ФЗ-223 размещается в Положении о госзакупке, утвержденном заказчиком.
Перечень условий, при которых допустимо изменения государственного контракта, определен ст.95 ФЗ-44 исчерпывающим образом, изменение условий контракта на иных условиях не допускается. Единственным не названным в ст.95 ФЗ-44 случаем допускающим изменение государственного контракта, является приостановка контрольным органом исполнения контракта. В случае приостановки исполнения по решению контрольного органа, срок исполнения обязательств может быть продлен (Письмо Минэкономразвития РФ от 30.07.2015г. N Д28и-2225).
Необходимо помнить, что решение о продлении срока исполнения в данном случае принимается контролирующим органом, изменения в условия госконтракта вносятся на основании указанного Решения. Изменение условий контракта Сторонами без соответствующего Решения контролирующего органа является нарушением законодательства.
Не допускается изменение условий государственного контракта в случае резкого колебания курса валют или возникновение экономического кризиса.
Колебания курса валют и экономически кризис могут негативно отразиться на поставщиках, однако, данные показатели не могут явиться основаниями изменения условий государственного контракта. Данные вывод базируется на общих принципах гражданского законодательства: изменения договорных условий возможны при вмешательстве в хозяйственную жизнь обстоятельств непреодолимой силы, однако, ст.401 ГК РФ не относит к таким обстоятельствам изменения курса валют. Возможность резкого изменения курса валют – коммерческий риск, который должен быть оценен при заключении контракта. Советуем реально оценивать данный риск, особенно в случае заключения долгосрочных государственных контрактов.
Сроки приемки и оплаты работ, услуг и товаров не могут быть изменены соглашением Сторон (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.08.2015 N Д28и-2323). Изменение сроков допустимо, в случае если приемка или оплата товаров работ и услуг не может быть выполнена по обстоятельствам непреодолимой силы. В иных случаях изменение сроков недопустимо и является основанием для предъявления штрафных санкций либо штрафов за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту.
В случае если победитель госконтракта уклонился от исполнения, и контракт был заключен со вторым участником, срок исполнения не продляется.
Возможность пролонгации государственного контракта так же законодательством не предусмотрена (Письма Минэкономразвития от 29.01.2015. №Д28и-210, от 03.06.2015г.; Д28и-1468).
Обращаем ваше внимание на тот факт, что даже при законном изменении условий контракта (ФЗ-44), вне зависимости от оснований этих изменений, фактический объем исполнения и цена контракта на могут более чем на 10% превышать изначально заявленные (Письмо Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2895).
Таким образом, вы можете убедиться, что изменение условий уже заключенного по ФЗ-44 контракта – исключение, нежели правило, в связи с чем, при анализе конкурсной документации, не стоит рассчитывать, на возможность изменения условий контрактов путем заключения дополнительных соглашений.
Во избежание необоснованных споров, советуем реально оценивать свои силы при заключении государственных контрактов, при необходимости запрашивать у заказчика разъяснения конкурсной документации (ст.50 ФЗ-44) либо обращаться к специалистам, способным оценить риски и дать грамотное заключение по итогам изучения конкурсной документации.