+7 (4712) 74-51-70

ПН - ПТ С 09-00 ДО 18-00

СБ С 10-00 до 17-00

  • • Изменение условий контракта по №44-ФЗ

    Перед подачей заявки на участие в аукционе, конкурсе, запросе котировок, предложений, советуем вам внимательно ознакомиться с конкурсной документацией. Во-первых, детальное изучение документации позволит вам составить правильную заявку на участие в тендере; во-вторых, в конкурсной документации указываются существенные условия государственного контракта, и именно на этих условиях с вами будет заключен контракт.

    ФЗ-44, в отличие от Ф3-223 детального регламентирует требования, предъявляемые к содержанию государственного контракта.

    ФЗ-223 носит рамочный характер и содержит лишь общую информацию о закупке, детальная информация об условиях, на которых будет осуществлена закупка по ФЗ-223 размещается в Положении о госзакупке, утвержденном заказчиком.

    Перечень условий, при которых допустимо изменения государственного контракта, определен ст.95 ФЗ-44 исчерпывающим образом, изменение условий контракта на иных условиях не допускается. Единственным не названным в ст.95 ФЗ-44 случаем допускающим изменение государственного контракта, является приостановка контрольным органом исполнения контракта. В случае приостановки исполнения по решению контрольного органа, срок исполнения обязательств может быть продлен (Письмо Минэкономразвития РФ от 30.07.2015г. N Д28и-2225).

    Необходимо помнить, что решение о продлении срока исполнения в данном случае принимается контролирующим органом, изменения в условия госконтракта вносятся на основании указанного Решения. Изменение условий контракта Сторонами без соответствующего Решения контролирующего органа является нарушением законодательства.

    Не допускается изменение условий государственного контракта в случае резкого колебания курса валют или возникновение экономического кризиса.

    Колебания курса валют и экономически кризис могут негативно отразиться на поставщиках, однако, данные показатели не могут явиться основаниями изменения условий государственного контракта. Данные вывод базируется на общих принципах гражданского законодательства: изменения договорных условий возможны при вмешательстве в хозяйственную жизнь обстоятельств непреодолимой силы, однако, ст.401 ГК РФ не относит к таким обстоятельствам изменения курса валют. Возможность резкого изменения курса валют -  коммерческий риск, который должен быть оценен при заключении контракта. Советуем реально оценивать данный риск, особенно в случае заключения долгосрочных государственных контрактов.

    Сроки приемки и оплаты работ, услуг и товаров не могут быть изменены соглашением Сторон (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.08.2015 N Д28и-2323). Изменение сроков допустимо, в случае если приемка или оплата товаров работ и услуг не может быть выполнена по обстоятельствам непреодолимой силы. В иных случаях изменение сроков недопустимо и является основанием для предъявления штрафных санкций либо штрафов за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту.

    В случае если победитель госконтракта уклонился от исполнения, и контракт был заключен со вторым участником, срок исполнения не продляется.

    Возможность пролонгации государственного контракта так же законодательством не предусмотрена (Письма Минэкономразвития от 29.01.2015. №Д28и-210, от 03.06.2015г.; Д28и-1468).

    Обращаем ваше внимание на тот факт, что даже при законном изменении условий контракта (ФЗ-44), вне зависимости от оснований этих изменений, фактический объем исполнения и цена контракта на могут более чем на 10% превышать изначально заявленные (Письмо Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2895).

    Таким образом, вы можете убедиться, что изменение условий уже заключенного по ФЗ-44 контракта – исключение, нежели правило, в связи с чем, при анализе конкурсной документации, не стоит рассчитывать, на возможность изменения условий контрактов путем заключения дополнительных соглашений.

    Во избежание необоснованных споров, советуем реально оценивать свои силы при заключении государственных контрактов, при необходимости запрашивать у заказчика разъяснения конкурсной документации (ст.50 ФЗ-44) либо обращаться к специалистам, способным оценить риски и дать грамотное заключение по итогам изучения конкурсной документации.

  • • Виды обеспечений по государственному контракту

    Федеральным Законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлена обязанность исполнителя вносить следующие обеспечения:

    1) Обеспечение заявок при проведении конкурсов, аукционов (ст.44, 45 ФЗ-44).

    2) Обеспечение исполнения контракта (ст.96, ст.45 ФЗ-44).

    Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

    Порядок и срок возврата обеспечения заявок при проведении конкурсов, аукционов установлен п.6 ст.44 ФЗ-44.

    Денежное обеспечение исполнения контракта возвращается исполнителю после приемки работ (услуг) по контракту, то есть исполнения контракта, гарантийные обязательства по предмету исполненного контракта не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2865). Срок возврата денежного обеспечения, внесенного на указанный заказчиком счет, устанавливается в тексте контракта (ст.34 ФЗ-44).

    Действующая редакция 223-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика устанавливать требования к обеспечению договора. В отношении тендеров, заключенных по правилам ФЗ-223 размер обеспечения и сроки его возврата устанавливаются Положением о госзакупках.

    На практике основным видом обеспечения исполнения условий тендеров, заключенных по правилам ФЗ-223, выступает банковская гарантия.

    Банковская гарантия как вид обеспечения исполнения обязательств предусмотрена гл.23 ГК РФ. В отличие от гарантии, такой вид обеспечения исполнения обязательств по госконтракту как  внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику общими правила ГК РФ не урегулирован, и в тексте гл.23 не упомянут. В настоящее время ни органами, осуществляющими регулирование в сфере государственных закупок, ни правоприменителем не выработан однозначный подход относительно правовой природы данного вида обеспечения, превуалирует позиция, согласно которой данный вид обеспечений – особый вид, характерный исключительно для контрактного законодательства, и, в связи с этим, нормами ГК РФ не регламентированный.

    До 2013г. существовала позиция Минэкономразвития об аналогии данного вида обеспечения залогу, в настоящее время данная позиция считается устаревшей, так как была принята до вступления в законную силу ФЗ-44.

  • • Удержание обеспечения по государственному контракту

    Отдельного разговора заслуживает вопрос о возможности удержания обеспечения.

    Практический интерес представляет вопрос о возможности удержания из обеспечения размера неустойки, установленной за ненадлежащее обеспечения исполнения обязательств по госконтракту.

    Ранее господствовала позиция о том, что удержания неустойки по государственному контракту возможно осуществить исключительно из обеспечения, внесенного на указанный заказчиком счет, удержание неустойки из банковской гарантии не допускалось (Письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 г. N Д28и-65), так как признавалось несоответствующим общим нормам ГК РФ, согласно которым: неустойка и банковская гарантия - это два самостоятельных способа обеспечения исполнения, гарантия покрывает только случаи ненадлежащего исполнения обязательств из контракта, но не случаи, когда у поставщика возникает обязанность оплатить неустойку.

    Однако в Письме от 21.09.2015 г. N Д28и-2829 Минэкономразвития РФ сделало иной вывод. Применительно ко всем видам обеспечения Министерство указало, что заказчик может вернуть обеспечение, уменьшенное на размер неустойки.

    В настоящее время превалирует мнение, что удержать обеспечение, в том числе с учетом неустойки, можно, если на это есть решение суда, либо если стороны контракта предусмотрели такую возможность. Данная позиция была озвучена в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 г. N 02-02-04/67438 сказано, что удержание возможно только на условиях контракта и в случае нарушения условий контракта. Той же позиции придерживается ВС РФ в Определении от 08.09.2015 N 307-ЭС15-12352, а также Минэкономразвития РФ в п. 2 Письма от 30.07.2015 N Д28и-2280.

    Вопрос об объеме удержаний из обеспечения в настоящее время остается открытым. В Письме Минэкономразвития РФ от 15.07.2015 N Д28и-2157 сделан вывод, что заказчик может удержать обеспечение в полном объеме. При этом не оговариваются условия, при которых возможно удержание в полном объеме.

    Таким образом, возможность удержания обеспечения и объем такого удержания быть разрешен индивидуально для каждого случая, с учетом положений контракта и обстоятельств, обусловивших нарушение обязательств. Для реальной оценки перспектив возвращен обеспечения необходим анализ условий контракта.

НОВОСТНОЙ БЛОК

© ООО«Юрисконсалтинг». 2015-2017 г.

Все права защищены.

При любом копировании материала ссылка на источник обязательна. Администратор.

г. Курск, ул. Бойцов 9-ой Дивизии 179А, 3 подъезд, оф. 2

Мы также работаем в Белгороде, Воронеже, Орле

+7 (4712) 74-51-70

ПН - ПТ С 09-00 ДО 18-00