В данной статье речь пойдет о способах и методах защиты предпринимателя при вызове в налоговую инспекцию на такую процедуру, как составление протокола об административном правонарушении.
Составление протокола – это этап, на котором фиксируются определенные события, подпадающие под признаки административного правонарушения и, что не мало важно, о чем забывают инспектора и налогоплательщик в нем идет отражение обстоятельств, исключающих состав нарушения.
Не редкость когда предпринимателя или руководителя «пригласили» в налоговую, а по факту вручают уже давно составленный протокол и отдают на подпись без каких-либо формальностей. Ситуация неприятна поскольку Вас лишают целого круга прав на возражение и самозащиту.
Цель такого неправомерного поведения инспекторов – сокращение и упрощение своей работы, выполнение плана и улучшение показателей.
В большинстве своем, на что и был расчет, предприниматель принимает решение оставить все как есть, лучше заплатить, чем ругаться, тратить время и нервы на доказывание своей невиновности и незаконности действий налоговых органов.
Правильно ли это? Как показывает опыт взаимодействия с контрольными органами – нет, чем более ты «ершистый», тем меньше инспекторам хочется приглашать тебя на подобные мероприятия.
В нашей практике был прецедент, когда составление протокола длилось 2 рабочих дня, более 8 часов общего времени. Причиной столь длительного рассмотрения послужило заявление ходатайства предпринимателя о вызове защитников.
Наша команда юристов заставила рассматривать протокол по правилам и на процедуре составления протокола со стороны налоговой попеременно присутствовали 2 инспектора, зам. начальник отдела административного обеспечения, начальник юридического отдела, и.о. налоговой инспекции. Ответственность за нарушение предусматривалась в размере до 4 тыс. руб. Когда мы уходили инспектора нам по «забывчивости» или желании скорей расстаться первоначально хотели вручить оригинал протокола.
Согласно действующему законодательству, отсутствие оригинала протокола в деле у должностного лица или суда принимающего решение о привлечении, административную ответственность исключает.
Инспектор исправился и изготовил для нас копию.
В итоге к ответственности собственника бизнеса не только не привлекли, но и перестали вообще вызывать.
Что предприниматель должен знать?
- Бремя доказывания лежит на налоговом органе. Главная задача налогоплательщика не упускать детали и ловить на этом инспекторов, фиксируя все в протоколе. «Друзей» в налоговой инспекции нет. Взаимодействие необходимо выстраивать, исключительно на требованиях закона, все процедурные вопросы (представление инспекторов, проверка паспортных данных предпринимателя и его представителя, ознакомление с правами налогоплательщика и т.д.) должны соблюдаться.
- Статья 51 Конституции дает Вам право не свидетельствовать против себя. Помните, показания руководителя могут привести к ответственности не только организации, но его личной, как должностного лица. Данным правом надо пользоваться аккуратно. Перед вызовом в налоговую, необходимо для себя сформулировать письменную позицию, определенную стратегию поведения, где должны быть выжимки законодательства. Возьмите с собой налоговый кодекс у 95 % инспекторов его нет, свой Вы не обязаны показывать, а сверять и требовать показать норму права можете.
- Ваши права расписаны в налоговом и административном кодексе. Попросите налоговый орган зачитать Вам их. Это будет полезно, как Вам, так и скорректирует поведение инспектора. Действия налогоплательщика ограничены исключительно административным и уголовным кодексом, а налоговая обязана уважать Вас. Между тем взаимодействие должно строиться на взаимоуважении, взвешивайте Ваше поведение и не переходите в крайности. Помните, главная Ваша цель – снизить риски для компании не только на данный момент. Думайте на несколько шагов вперед.
- Замечания в протокол Вы можете фиксировать, как на этапе его составления, так и перед его подписанием. Их принять обязаны. Если не хватит места в протоколе, просите дополнительный чистый лист и оформляйте свои возражения приложением.
- Заявляйте ходатайство об использовании аудиозаписи с помощью личных средств, даже если ведется протокольная средствами инспекцией. Налоговики могут создать дополнительные сложности по выдаче данного документа. Например, попросить написать заявление, выждать 3-4 дня для его рассмотрения, заставить ждать в очереди. Между тем, для нас важно время. Если откажут, просите отразить в протоколе, решение о запрете должно быть мотивированным.
- Если Вы считаете, что какой-либо документ не правомерен, то заявляйте ходатайство об его исключении, если такого не произойдет, давайте в своих ответах письменную оценку, желательно с отсылкой на закон.
Защитник на процедуре составления протокола. Он нужен в первую очередь для руководителя, чем больше он молчит, на составлении, тем труднее инспектору получить необходимые ему показания. Как правило, при юристе налоговый орган ведет себя более сдержано, соблюдает формальные процедуры. Налогоплательщик не редко в своих устных пояснениях выходит за рамки предмета спора, задача юриста вовремя скорректировать Ваше поведение, дать паузу, правильно изложить позицию.